Конь с розовой гривой презентация. Астафьев «Конь с розовой гривой» (6 класс). Эпизод «Поход за ягодами на увал»


В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»






По страницам биографии

  • Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка недалеко от Красноярска. В 1931 году его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в заполярный порт Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском. Осенью 1942 года Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий, работал слесарем, литейщиком, грузчиком. В 1951 году стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 году. Астафьев написал много повестей и романов для взрослых. Но особенную радость доставляла писателю работа для детей. Один из первых его детских рассказов - «Васюткино озеро». Детские рассказы составили известный сборник «Конь с розовой гривой».

«Конь с розовой гривой»

  • Расскажите, где и когда происходит действие рассказа.
  • Кто главные герой рассказа? От чьего лица ведется повествование? Какие еще герои запомнились?
  • Что удивило вас в этом рассказе? Какие вопросы вам хотелось бы обсудить на уроке?

Словарная работа

  • Диалéкт - местное наречие, говор. Диалектúзмы - слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке. Необычными показались слова, которые обозначают предметы или явления, характерные для того места и времени, о котором рассказывает писатель, например: увал, туесок, бадога, супротив села, заполошная, шурунет, шаньга, заимка, поскотина. Значения этих слов даны в сносках. Увáл - пологий холм, имеющий значительную протяженность. Туесóк - берестяная корзинка с тугой крышкой. Бадога - длинные поленья. Заполóшная - суетливая. Шáньга - булочка с творогом, ватрушка. Заúмка - земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем. Поскóтина - пастбище, выгон. Яр - крутой край оврага.


Словарная работа

  • Как вы понимаете слова и выражения: малой, старшой, потатчик, спокинул, «сбодали», «привечала»; в речи дяди Левонтия - «слободу люблю», «Ничто глаз не угнетат!».

  • - Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей? - «Сам дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без пуговиц». Какая деталь в этой фразе обращает на себя внимание читателя? Какое отношение к Левонтию передает автор с помощью этой детали?
  • - Найдите в тексте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Прочитайте его. Какие детали говорят о неустроенности жизни этой семьи?
  • - Какую пословицу употребляет бабушка, когда говорит о семье Левонтьевых?
  • - О чем говорит фраза: «У кого-то левонтьевские „сбодали“ жердь...»?

  • Рассказчик говорит: «Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его». Детские интонации мы слышим в словах: «Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек, и пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет, и все. А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст - у нее не задержится». Мы видим, что мальчику кажется, будто бабушка не любит его, а дядя Левонтий любит. - Так ли это на самом деле? Что хочет сказать нам автор? - Можно ли назвать пьяные слезы дяди Левонтия проявлением любви к мальчику? - Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вам казалось, что вас не любят, а потом вы поняли, что это совсем не так?

Эпизод «Поход за ягодами на увал».

  • Прочтите эпизод «Поход за ягодами на увал» со слов «Вот с ребятишками дяди Левонтия...» до слов «...получилось земляники даже с «копной».

Работа над текстом эпизода

  • Вернемся к абзацу: «Вот с ребятишками дяди Левонтия... мы скоро пришли в лес, на каменистый увал». - Найдите глаголы в этом отрывке.

Бросали, барахтались, принимались драться, плакали, дразнились, заскочили, не поспело, напластали, наелись, побросали, оставили, пищали, пришли

  • - Как вы понимаете значение выражения «напластали беремя луку-батуна»?
  • - Как эти глаголы характеризуют «левонтьевских орлов»?
  • - Перечислите кратко события этого похода на увал.
  • - Почему Митя высыпал ягоды в траву? Какие чувства он испытал при этом? Проследите по тексту. «- А хочешь, я все ягоды съем? - сказал я это и сразу покаялся: понял, что попал на уду». «- Мне слабо? Хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. - Мне слабо? - повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву...» «Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой. Все равно уж теперь». - Почему автор пишет: «Навалилась левонтьевская орда...»? Какое отношение он передает к детям дяди Левонтия этими словами? - Что заставило мальчика говорить: «Я еще у бабушки калач украду!»? - Кто рассказывает нам об этом дне: рассказчик или взрослый человек? Кто мог бы сказать фразу: «Так интересно и весело провели мы день...»? Как вы думаете, как относится к событиям этого дня автор?

  • - Кому из левонтьевских ребятишек автор уделяет больше внимания? - Прочитайте портрет Саньки.
  • - Что можно сказать об отношении автора к детям дяди Левонтия? Как автор их называет?
  • - Речь каждого из героев Астафьева отличается от речи остальных героев. С помощью каких примет мы отличаем, кому принадлежат те или иные слова?
  • - Для чего автор делает различимой речь каждого героя?

  • * Характеристика героя - описание особенностей, свойств героя с помощью портрета, рассказа о поступках. * Речевая характеристика героя - описание характерных, отличительных свойств, качеств героя с помощью речи.
  • - Что мы можем сказать о Таньке и Саньке по их речи?

Домашнее задание

  • Подготовить ответы на 7-8 вопросы учебника (с. 106, ч. 2). Составить цитатный план для рассказа о Саньке Левонтьеве, о бабушке Катерине Петровне (по выбору ученика).

Литература:

  • Литература. 6 класс. Учеб. для общеобраз. организаций. В 2 ч. Ч1/ [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]. Под ред. В.Я. Коровиной. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2013 – 303 с.
  • Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя. –

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 Уроки доброты в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой »

1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2.Как зовут главного героя? а) Санька, б)Гришка, в) Мишка. 2. О чём мечтали все деревенские мальчишки? а)о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о настоящем коне. 3. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник? а)уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды. 4. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзинка; б) ведерко; в) туесок 5 . Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу? а)из-за съеденных ими ягод; б)из-за героя рассказа; в) просто так. 6 . Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки? а)вообще не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туесок травы, а сверху засыпать ягодой. 7 . Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булка; в) шаньга. 3

4 “Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, - да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать...”

5 В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? 3.Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.

6 “Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь! С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива”.

7 Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? Почему мальчик отправился в лес? Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?

9 Задача каждой группы - найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.

10 Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука? Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник - коня с розовой гривой?

11 игрушка лакомство символ

12 Написать мини-сочинение: Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»

13 Домашнее задание: Выучить наизусть описание летнего дня.

14 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ: http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9524680 http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600907 http://www.cultnord.ru/Severnye_kozuli.html


1 слайд

2 слайд

План урока: Разминка – «Мозговой штурм». Вспомним содержание. Теория литературы. Перескажем любой эпизод. Ответим на вопросы. Рассмотрим и соотнесём с текстом иллюстрации. Охарактеризуем художественные средства выражения, используемые автором. Работаем в группах. Составим небольшой словарь «сибирских» диалектизмов, местных слов. Вопрос. Какова главная мысль этого рассказа.

3 слайд

2).Теория литературы. Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

4 слайд

4).Ответим на вопросы: «Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом…» - Чем было вызвано такое состояние рассказчика? Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Выпишите глаголы из этого отрывка. Как они характеризуют этих ребят?

5 слайд

4.Обратите внимание, как называет писатель детей Левонтия: «ребятишки Левонтия», «левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», «левонтьевская орда», народ – Что можно сказать об отношении автора к детям? Как оно менялось и почему? 5. Почему из всей истории рассказчик особенно запомнил «того дивного коня с розовой гривой»? Чем особенно дорог ему этот подарок? 6. Был ли обман в вашей жизни? А было ли так, что вас не наказывали за это? Почему?

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

6).Художественные средства выражения. «Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – ни забор, ни ворота…» - Какой художественный приём использовал автор, какую роль он выполняет? «- Я, Петровна, простор люблю! – и обводил рукой вокруг себя. – Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетает!» - Кому принадлежат эти слова, как они его характеризуют, что мы знаем о нём из текста? Назовите художественное средство.

10 слайд

3. Что общего между сапогом, флюгером, буреломом и деревом? Не знаете? Тогда прочитайте отрывок из стихотворения Н.Матвеевой: Скажите, а зачем Шарманка нам нужна? И хриплая совсем, И сиплая она. Скрежещет, как возок, Скрипит, как бурелом, Как флюгер, как сапог, Как дерево с дуплом. Все эти слова служат сравнениями, характеризуют одно свойство шарманки. Какое?

11 слайд

А вот, как Н.Матвеева говорит о посадке на электричку: Все входили в вагоны, Как река С гордым видом вступает В берега. Я же бросился в вагон, Как бросаются в огонь, Как бросаются в атаку На врага. Как входят все? Как можно охарактеризовать поведение героя?

«Все мы родом из детства…»

Антуан де-Сент Экзюпери


Родина писателя…

Река Енисей

Село Овсянка


Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

В. П. Астафьев


«Жизненные уроки героя» по рассказу В. Астафьева

«Конь с розовой гривой »


Доброта отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим


Сюжет

  • Обещание бабушки купить пряник
  • Сбор ягод
  • Наставления Саньки
  • Переживания
  • «Отчет и расчет»

  • искушение
  • искушение
  • преступление
  • преступление
  • муки совести
  • муки совести
  • наказание
  • наказание
  • прощение
  • прощение

Задача каждой группы -

найти в тексте соответствующий эпизод,

важную цитату для пересказа.


« День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»


Мудрость глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт


«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная.

Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти,

поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта

Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею…

Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала.

Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».


Синквейн «Бабушка»

  • Существительное
  • Прилагательное (два)
  • Глагол (три)
  • Предложение из четырех слов
  • Существительное (вывод, обобщение)










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

Познавательные:

  • познакомить учеников с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
  • показать автобиографический характер рассказа;
  • отработать умения давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту;
  • умение формулировать проблемные вопросы и отвечать на них;
  • определять тему и основную мысль литературного произведения;
  • рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе.

Развивающие:

  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • развивать умение вести дискуссию;
  • развивать умение сопоставлять, анализировать.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству В.П.Астафьева;
  • воспитывать патриотизм и любовь к Родине;
  • воспитывать нравственное мировосприятие учащихся.

Оборудование:

  • выставка книг В.П.Астафьева;
  • фотографии, иллюстрирующие жизнь писателя;
  • проектор;
  • презентация к уроку.

Опережающее домашнее задание:

  • рисунки учащихся к рассказу;
  • план рассказа.

Ход урока

1) Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом замечательного сибирского писателя В.П.Астафьева, окунемся в мир сибирской деревни 30-х годов прошедшего столетия, попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечные вопросы нравственности и морали.

2) Выступление заранее подготовленного учащегося с небольшим сообщением о жизни В.П.Астафьева.

"Виктора Петровича Астафьева по праву называют истинно русским писателем. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете "Чусовской рабочий" был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева "До будущей весны" (1953)."

Хочу добавить, что Рассказ "Конь с розовой гривой" входит в сборник под названием "Последний поклон", который писатель создавал на протяжении нескольких лет. Рассказ "Конь с розовой гривой" был опубликован в 1963 году и имеет автобиографический характер.

Итак, а сейчас проверим ваше внимание. Опрос:

Как называлось село, в котором родился писатель? (Овсянка).

Совершенно верно. Село Овсянка находится в Красноярском крае, на берегу Енисея, в очень живописном уголке сибирской природы. С этим местом у Астафьева связаны и самые горькие, и самые светлые воспоминания. До последних дней жизни Виктор Петрович не покидал свою малую родину, дарующую ему силы и вдохновение. Давайте сейчас посмотрим презентацию и представим то место, где писатель постигал уроки жизни.

Просмотр презентации.

Какое настроение возникает при просмотре? Помогают ли зрительные образы постичь смысл произведения?

Почему детство маленького Вити можно назвать трагическим? (Он рано потерял мать; ему было всего семь лет, когда она утонула в Енисее)

Какие воспоминания сохранил Астафьев о бабушке Катерине Петровне? (Через всю жизнь пронес писатель самые теплые и добрые воспоминания о своей бабушке. Она оставила неизгладимый след в жизни внука, оказала влияние на формирование самых лучших нравственных качеств. Это истинно русский характер, вобравший в себя все нравственные начала.)

С каким рассказом Астафьева вы уже познакомились в прошлом году? Чем похожи эти рассказы?("Васюткино озеро". В обоих рассказах поднимаются нравственные проблемы: становление личности, закалка характера, постижение непростых жизненных истин.)

Вывод: рассказ "Конь с розовой гривой" автобиографичен; через личные переживания писателя воспроизведен рассказ о целом поколении людей, чье детство выпало на трудные предвоенные годы; именно в такое трудное время ковался народный русский характер, формировались нравственные устои.

3) Давайте обратимся к тексту рассказа и озвучим его план, составленный вами дома.

(Обсуждение плана рассказа). А сейчас на основе вашего плана составьте таблицу-характеристику каждого пункта плана.

Примерный план:

  1. Левонтьевское семейство.
  2. За земляникой (пряник конем).
  3. В лесу.
  4. Ссора.
  5. Жалко ягод.
  6. Шалости на реке.
  7. Санька советует обмануть бабушку.
  8. Кража калача.
  9. Бабушка уезжает на рынок.
  10. Рыбалка.
  11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.
  12. Обман раскрыт.
  13. Бабушка простила.
  14. Дивный конь с розовой гривой.
  15. Урок на всю жизнь.

Таблица-характеристика эпизода.

№ п/п ЭПИЗОД ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ
1. Левонтьевское семейство.
2. За земляникой (пряник конем).
3. В лесу.
4. Ссора.
5. Жалко ягод.
6. Шалости на реке.
7. Санька советует обмануть бабушку.
8. Кража калача.
9. Бабушка уезжает на рынок.
10. Рыбалка.
11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.
12. Обман раскрыт.
13. Бабушка простила.
14. Дивный конь с розовой гривой.
15. Урок на всю жизнь.
ВЫВОД

Обсуждение таблицы.

4) Творческая работа - характеристика персонажа.

Класс разделить на пять групп (бабушка, Витя, дядя Левонтий, тетка Васеня, Санька). Представитель группы выбирает карточку с именем персонажа, затем герой рассказа обсуждается в группе. Через 10 минут группа представляет своего персонажа; остальные должны угадать, о ком идет речь.

5) Беседа с классом.

Какова тема и основная мысль рассказа Астафьева?

Когда и где происходят события рассказа?

Кто повествует об этих событиях?

Почему Витя любил бывать в семье дяди Левонтия?

Почему бабушка запрещала внуку общаться с левонтьевскими ребятишками?

Расскажите, какие моменты вы изобразили на своих рисунках. Объясните, почему именно эти эпизоды вам больше всего понравились?

(Учащиеся представляют свои работы)

Попробуйте сами сформулировать проблемные вопросы к данному рассказу (запись в тетрадях). Учащиеся задают друг другу вопросы.

6) В заключение сделаем выводы о самом главном (по вопросам учебника):

Каким предстает перед нами герой рассказа? Нарисуйте устно его портрет.

Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему "пряник конем"?

Какие нравственные уроки извлек герой из этой истории?

Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.

7) Рефлексия.

Сочини "синквейн" на тему урока. Учащиеся работают 2-3 минуты, затем озвучивают свои "синквейны". Например,

  • Русский характер.
  • Закаленный, истинный, сибирский.
  • Любит, страдает, помнит.
  • Послание будущим поколениям.
  • Астафьев.

8) Заключительное слово учителя.

Мне хочется закончить наш урок словами Виктора Петровича Астафьева:

"И не только в защиту себя, для спасения своей души в этой мятущейся жизни трудится стихотворец, он верит, что слово его спасет мир от бурь и потрясений:И так было всегда - поэзией двигала вера в доброту и милосердие:"

С нами осталось Слово Астафьева, нетленные уроки жизни, которые мы черпаем из его произведений.

8) Выставление оценок.

Домашнее задание.

Письменно составить словарик сибирских диалектизмов, местных слов. Подумать, как эти слова помогают охарактеризовать героев рассказа.