Презентация на тему темперамент и характер. Презентация к профориентационному занятию "Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка" презентация к уроку по психологии (9 класс) на тему. Тест на определение типа темперамента Из четырех утв


Подобные документы

    Темперамент как врожденные особенности человека, обусловливающие динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, приспособления к окружающей среде. Типы темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Становление характера.

    реферат, добавлен 03.04.2011

    Психологические свойства темперамента человека и основные его типы (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), способы его проявления в юношеском возрасте. Взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности, принципы направленности личности.

    курсовая работа, добавлен 26.12.2014

    Изучение основных типов темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик, их особенности и преобладающие черты. Связь характера человека и его строения тела, основные конституционные типы. Изучение влияния темперамента на деятельность человека.

    контрольная работа, добавлен 01.04.2010

    Темперамент и его виды: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Классификация темпераментов по К. Юнгу на экстраверсию и интроверсию. Характер личности и его особенности. Связь характера и темперамента человека, их главные отличия друг от друга.

    реферат, добавлен 30.04.2015

    Взаимосвязь темперамента с характером, исследование сущности и структуры данных психологических категорий, их физиологическое обоснование. Типы темпераментов и их роль в личности: флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик. Черты и особенности характера.

    реферат, добавлен 18.03.2015

    Общее понятие о темпераменте, его физиологическая основа, основные типы (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик) и их происхождение. Особенности проявления каждого типа темперамента. Взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности.

    курсовая работа, добавлен 10.12.2014

    Характеристика темперамента как свойства личности, его физиологические основы и особенности проявления. Классификация типов темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) и его связь с характером человека. Исследование темперамента подростков.

    курсовая работа, добавлен 26.03.2015

    Сущность понятия "темперамент". Сензитивность, реактивность, активность, пластичность и ригидность. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом. Действие цвета на поведение человека.

    контрольная работа, добавлен 27.06.2013

    Характеристика темперамента - проявления типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности. Типы нервной системы. Свойства темперамента. Меланхолик, флегматик, сангвиник и холерик. Методика Яна Стреляу.

    реферат, добавлен 22.08.2010

    Особенности каждого из типов темперамента. Особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Характеристики темпераментов: сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик. Тип темперамента в зависимости от свойств личности.

Психология
Тема:Темперамент.Характер.
Способности
Работу выполнила
Студентка 1 курса
КФУ ИФМК
Группы 10.1-606
Вакульчик Диана

Темперамент

Темперамент- индивидуальносвоеобразные свойства психики,
определяющие динамику психической
деятельности человека, которые,
одинаково проявляясь в разнообразной
деятельности независимо от ее
содержания, целей, мотивов, остаются
постоянными в зрелом возрасте и во
взаимосвязи характеризуют тип
темперамента.

Общая активность определяется
степенью интенсивности
взаимодействия человека с
окружающей средой -
природной и социальной. Здесь
можно выделить две крайности.
Один тип людей отличается
своей явно выраженной
вялостью, пассивностью, а
другой - высокой активностью,
быстротой в действиях.
Представители других
темпераментов располагаются
между этими двумя полюсами.

Флегматик неспешен, невозмутим, имеет
устойчивые стремления и настроение,
внешне скуп на проявление эмоций и
чувств. Он проявляет упорство и
настойчивость в работе, оставаясь
спокойным и уравновешенным. В работе
он производителен, компенсируя свою
неспешность прилежанием.
Холерик - быстрый, страстный,
порывистый, однако совершенно
неуравновешенный, с резко меняющимся
настроением с эмоциональными
вспышками, быстро истощаемый. У него
нет равновесия нервных процессов, это
его резко отличает от сангвиника. Холерик,
увлекаясь, безалаберно растрачивает свои
силы и быстро истощается.
Сангвиник - живой, горячий, подвижный
человек, с частой сменой настроения,
впечатлений, с быстрой реакцией на все
события, происходящие вокруг него,
довольно легко примиряющийся со
своими неудачами и неприятностями.
Обычно сангвиники обладают
выразительной мимикой. Он очень
продуктивен в работе, когда ему
интересно, приходя в сильное
возбуждение от этого, если работа не
интересна, он относится к ней
безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик - человек легко ранимый,
склонный к постоянному переживанию
различных событий, он мало реагирует на
внешние факторы. Свои астенические
переживания он не может сдерживать
усилием воли, он чересчур впечатлителен,
легко эмоционально раним.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так
и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и
самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как
человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и
эмоциями; флегматику, как выдержанному, без
скоропалительных решений человеку: сангвинику, как высоко
отзывчивому для любой работы человеку: холерику, как
страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться так: у
меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика -
безразличие к людям, сухость; у сангвиника -
поверхностность, разбросанность. непостоянство; у холерика -
поспешность решений.

Характер

Характер (греч. - примета, отличительное
свойство, отличительная черта, черта, знак
или печать) - структура стойких,
сравнительно постоянных психических
свойств, определяющих особенности
отношений и поведения личности.

Науки

Учение о характере - характерология имеет длительную историю своего развития.
Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов
характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение
человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием
личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся
внешними, опосредованными факторами развития личности.
Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является
объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и
характера человека получили название гороскопов.
Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.
Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis -
“природа”, gnomon - “знающий”) - учение о связи между внешним обликом человека и его
принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам
могут быть установлены психологические характеристики этого типа.
Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в
характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir - “рука” и manteia -
“гадание”, “пророчество”) - система предсказания черт характера человека и его судьбы по
кожному рельефу ладоней.
До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако
изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало
толчок возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики.

Структура характера

отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность,
чуткость и отзывчивость, уважение к другим - людям, коллективизм и
противоположенные черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость,
презрение к людям, индивидуализм);
черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие,
склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное
отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им
черты - лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность,
безответственное отношение к делу, пассивность);
черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство
собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней
самокритичность, скромность и противоположные ей черты - самомнение,
иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость,
застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
себя и свои переживания, эгоизм - склонность заботиться преимущественно
о своем личном благе);
черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или
неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными
руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой.
Соответствующий тип характера - шизотимики - люди замкнутые,
серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При
расстройствах психики склонны к шизофрении;
Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с
мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой.
Соответствующий тип характера - иксотимики - люди спокойные,
невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике;
не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах
психики склонны к эпилепсии;
Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или
склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом
с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди
общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к
новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакальнодепрессивному психозу.

Характер определяется и формируется в течение всей
жизни человека. Образ жизни включает в себя образ
мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве.
Поэтому по мере того, как формируется определенный
образ жизни человека, формируется и сам человек.
Большую роль здесь играют общественные условия и
конкретные жизненные обстоятельства, в которых
проходит жизненный путь человека, на основе его
природных свойств и в результате его деяний и
поступков. Однако непосредственно формирование
характера происходит в различных по уровню развития
группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная
команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от
того, какая группа является для личности референтной и
какие ценности поддерживает и культивирует в своей
среде, соответствующие черты характера будут
развиваться у ее членов. Черты характера также будут
зависеть от позиции индивида в группе, от того как
интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого
уровня развития создаются наиболее благоприятные
возможности для становления лучших черт характера.
Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности,
развивается и сам коллектив.

Взаимоотношение характера и темперамента

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ХАРАКТЕРА И
ТЕМПЕРАМЕНТА
В науке среди господствующих взглядов на
взаимоотношения характера и темперамента можно
выделить четыре основных:
отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер,
А. Ружицкий);
противопоставление характера и темперамента,
подчеркивание антогонизма между ними (П. Викторв, В.
Вирениус);
признание темперамента элементом характера, его
ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С.
Городецкий);
признание темперамента природной основой характера
(Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Способности

Способности - это индивидуальнопсихологические особенности, имеющие
отношение к успешности выполнения
какой-либо деятельности, не сводимые к
знаниям, навыкам и умениям личности, но
объясняющие быстроту и легкость их
приобретения.

Задатки - это природная предпосылка
способности, анатомо-физиологические
особенности, лежащие в основе развития
способностей. Нет способностей, как вне
деятельности, так и вне задатков. Задатки
врожденны и статичны в отличие от
динамических способностей. Задаток сам по
себе не определен, ни на что не направлен,
многозначен. Он получает свою
определенность, только будучи, включенным в
структуру деятельности, в динамику
способности.

Способность и деятельность

СПОСОБНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Первый подход можно условно назвать деятельностным, и за
ним стоят работы многих отечественных исследователей,
начиная с Б. М. Теплова. Второй подход является не менее
разработанным, сочетающимся с первым, но именуется как
знаниевый. Проблемы способностей также изучали А. Р. Лурия
(1902-1977), П. К. Анохин (1898-1974), В. Д. Небылицин (19301972) и др.
способности проявляются не в самих знаниях, умениях и
навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько
быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От
способностей зависит качество выполнения деятельности, ее
успешность и уровень достижений, и также то, как эта
деятельность выполняется.

Знаниевый подход
Обратимся ко второму психологическому подходу, к пониманию
связей способности и деятельности. Его главное отличие от
предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании
способностей к наличному уровню знаний, умений и навыков. Такой
позиции придерживался советский психолог В. А. Крутецкий (19171989). Знаниевый подход акцентирован как бы на операциональном
аспекте способностей, тогда как деятельностный выделяет
динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития
способностей обеспечена только соответствующими операциями и
знаниями. Так как формирование начинается не “с нуля”, оно не
предопределено врожденными задатками. Соответствующие знания,
навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания,
функционирования и развития способностей. Поэтому
многочисленные работы “знаниевого” подхода, посвящены
математическим, умственным, педагогическим способностям, как
правило, широко известны и перспективны.

Иерархия способностей

ИЕРАРХИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
Способности существуют и
развиваются или погибают
в личности точно так же, как
психологически “исходные”
потребности, мотивы
деятельности. В личности
наблюдается своя динамическая
иерархия способностей. В этой
структуре выделяются и особые
личностные образования,
называемые одаренностью.
Одаренность - качественно
своеобразное, личностное
сочетание способностей.
Гениальность - это качественно
наивысшая степень развития и
проявления одаренности и
таланта.

Проблемы диагностики способностей

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СПОСОБНОСТЕЙ
Проблемы диагностики способностей никогда
не теряли своей актуальности. По-особому
остро стоят они и в сегодняшней России в
условиях модернизации образования.
Обозначим лишь некоторые спорные,
нерешенные вопросы, например, проблема
создания элитных школ и других учебных
заведений для одаренных детей. Одаренность
молодых поколений - это залог достойного
будущего для любой страны. Но основной
вопрос в том, существуют ли в науке надежные
объективные критерии одаренности. Следует
сказать, что для широкомасштабных измерений
таких валидных критериев в современной
научной психологии нет. Но тогда их место
займут полупрофессиональные, статусные,
финансовые и прочие критерии детской
одаренности. Быть может, целесообразнее и
гуманнее вложить соответствующие усилия и
средства в работу с “обыкновенными” детьми?

Основные понятия Темперамент - устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу формирования и развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в характере поведения человека, в степени его жизненной активности. Характер - это совокупность устойчивых проявлений психики человека, воспроизводимые в общении и деятельности, которые обусловливают типичные способы поведения в той или иной ситуации. В отличие от темперамента характер человека может изменяться в течение жизни в зависимости от причин морального, социального и экономического содержания. Способности - та кие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного вы полнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Типы ВНД В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) "безудержный" (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика); 2) "живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с, соответствует темпераменту сангвиника); 3) "спокойный" (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с, соответствует темпераменту флегматика); 4) слабый (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с, обусловливает темперамент меланхолика).

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не умеет себя сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик - человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть свои чувства, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, не уверен в себе, у него могут возникнуть невротические расстройства. Они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Характер человека складывается из: отношение к себе (требовательность, последовательность или самовлюбленность, непостоянство чувств и поступков); отношение к людям (внимание, вежливость или пренебрежительное отношение); отношение к делу (серьезность, ответственность или безразличие, пренебрежение); отношение к вещам (аккуратность или неряшливость, предоставление вещам большого значения или сдержанное отношение к ним). Характер рассматривается как комплексное образование и в значительной степени зависит от темперамента. Критерием характера считается поступок человека в той или иной ситуации.

Типы характера 1. Интроверт. Это, как правило, человек самодостаточный, имеет очень небольшой круг общения. Интроверты быстро устают от людей, шума. Они, как правило, имеют одного-двух друзей, но с этими людьми устанавливаются очень близкие и доверительные отношения. 2. Экстраверт. Противоположный тип. Люди данного типа, как правило, устанавливают для себя очень широкий круг общения, но близкие отношения отсутствуют. У экстравертов много приятелей, но нет друзей. 3. Сенситивный тип. Чувствительный. Люди данного типа, как правило, уязвимы, обидчивы, склонны подозревать других в любых обстоятельствах. 4. Демонстративный тип. Люди данного типа склонны подчинять себе других, управлять, ставить себя на первый план. 5. Неудержимый тип. Это очень эмоциональные, несдержанные в общении и поступках люди. Они отличаются импульсивностью и непоследовательностью поведения.

Классификация способностей Природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей (например, такими элементарными спо собностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуни кации) Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: А) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения; Б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям; В) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры; Г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности.


ЛЕВ Импульсивный, активный, решительный, берет ситуацию в свои руки, специалист по контролю (что, как, когда, где), сильно выраженные лидерские качества Важно: все пожелания и критика должна высказываться в дружелюбной форме, любит факты, должны быть определены четкие сферы влияния Проблемы: не терпит соперников в достижениях, не интересует процесс выполнения задачи, может быть недостаточно гуманен (идти по головам) Рукопожатие – рука сверху и согнута в локте.



Креативщик Экспрессивные Серфинг (ловит волну) – движим чутьем, инициативой, развита интуиция, имеют чувство юмора Важно: вдохновение, внимание, признание, рукопожатия, объятия. Нельзя сильно давить, нужно выслушать, тогда дело будет доведено до конца. Проблемы: неорганизованны, не всегда доводят дело до конца, чувства затмевают конечную цель проекта.


ДРУЖЕЛЮБНЫЙ Помощники, дружелюбные, специалисты по отношениям, умеют держать баланс в коллективе. Стремятся к честным, доверительным отношениям. Точно передает климат в коллективе. Важно: если в коллективе конфликт, проблема в отношениях, может закрыться, молчать. Необходима доверительная беседа, вдохновение. Проблема: нерешительны, не терпят давление


Аналитик Аккуратен, точен, любит факты, статистику. Объясняет, учит. Дает возможность планировать работу, правильно распределять обязанности. Важно: говорит только то, в чем полностью уверен, испытывает стресс при хаосе, беспорядке. Не любит спонтанных решений, нужно время на подготовку. Проблема: медлительность, не принимает решения, не инициативен, не общителен, равнодушен к проблемам.




















Холерический темперамент Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холериков выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увеличением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации.


Сангвиники Высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности.


Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот « общение » с компьютерами для него подходит больше. Меланхолики


Флегматичный темперамент Флегматики медлительны и уравновешенны. Доводят начатое дело до конца. Следует развивать - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость – необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.




Способности Это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности Природные (восприятие, память, мышление) Специфические (музыкальные, Математические, лингвистические и т. д.)







Эмоция – это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. (« уход в себя », чувство одиночества, паника, страх). Чувства – это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым)


Настроения – наиболее длительное состояние. Настроение отражает общее состояние переживаний человека. Настроение может быть приподнятым или подавленным. К настроению относят скуку, печаль, страх, отчаяние, радость, надежду, увлеченность. Стресс – реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие – холод, усталость, боль, унижение и т. д.

Тема: Темперамент.

Цель урока : Ознакомить учащихся с понятием «темперамент», его видами.

Оснащение урока: Проектор

Ход урока.

Организационный момент.

Урок начинается с цитаты

«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком». В.Вундт

1 слайд

Сегодня мы с вами поговорим о темпераменте. Скажите, а что вы знаете о темпераменте, что это такое? (ответы учеников)

Прежде чем дать определение темперамента, давайте отправимся в небольшое историческое путешествие по психологии (работа с проектором)

2 слайд

В V веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Гиппократ - вошёл в историю как «отец медицины». Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.

3 слайд

Гиппократ описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. От преобладания той или иной жидкости зависит темперамент человека, темп, ритм, интенсивность происходящих в его душе процессов.

Виды темперамента:

n Холерический – от слова «желчь»

n Сангвинический – от слова «кровь»

n Флегматический – от слова «слизь»

n Меланхолический – от слова «черная желчь»

Темперамент исследовали на протяжении долгого времени, такие ученые как: Гален, И.Кант, П.Ф.Лесгафт, А.Галлер, Г.Врисберг, И.Генле, А.Фулье, П.П.Блонский, Н.А.Белов, Б.М.Завадовский, Мак – Дауголл, В.М.Русалов, И.Павлов.

В XIX веке исследованием темперамента занимался И.П.Павлов.

4 слайд

И.П.Павлов - русский ученый, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.

И.П.Павлов доказал, что указанные Гиппократом 4 вида темперамента связаны с высшей нервной деятельностью .

«Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», - писал великий русский физиолог Иван Павлов, развивший идеи

Гиппократа.

Особенности нервных процессов

Типы

нервной

системы

Слабый

Сильные

инертный

живой

безудержный

Сила

Уравновешен­ность

Подвижность

Слабый Неуравнове­шенный Подвижный или инертный

Сильный Уравновешен­ный Инертный

Сильный Уравновешен­ный Подвижный

Сильный Неуравнове­шенный Подвижный

Темперамент

Меланхолик

Флегматик

Сангвиник

Холерик

Реакции

Медленные Сильные

Медленные Сильные

Быстрые Умеренные

Быстрые Чрезмерные