Презентация Пелопоннесская война (5 класс). Пелопоннесская война (кратко) Что мы узнали


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Пелопонесская война Этапы войны: 459-446 гг. Малая Пелопоннесская война. 431-421 гг. – «Архидамова война». 421 г. – Никиев мир. 421-404 гг. – Окончание Пелопоннесской войны.

3 слайд

Описание слайда:

Противники Пелопоннесский союз: Делосский союз: Архидам II Перикл Агис Фемистокл Брасид Клеон Лисандр Алкивиад

4 слайд

Описание слайда:

Сражения Битва при Навпакте 429 г. Битва под Ольпами 426 г. Битва под Амфиополем 422 г. Битва под Мантинеей 416 г. Битва при Эгоспотомах 405 г.

5 слайд

Описание слайда:

Пелопоннесская война Причины и предпосылки к войне. Фукидид: из страха перед растущим могуществом афинян, которые уже тогда… подчинили себе бо́льшую часть Эллады.

6 слайд

Описание слайда:

Пелопонесская война. Причины: 1. Усиление Афин. Именно Афины смогли привнести решающие усилия для окончания греко-персидских войн в пользу Греции. Они возглавили Делосский морской союз. 2. В период с 480 г. (после победы при Саламине) до 431 г., проходит Пентеконтаэтия («пятидесятилетие», название дано Фукидидом). Сила Афин значительно выросла; множество их прежде независимых союзников превратились в зависимые государства, обязанные выплачивать дань. Эти средства позволили Афинам содержать сильный флот, а с середины столетия они используются также и для собственных нужд Афин - финансирования широкомасштабного строительства общественных зданий и украшения города. После отступления персов из Греции, Спарта попыталась предотвратить восстановление стен Афин (без стен Афины были мало защищены от атаки с суши и легко могли попасть под спартанский контроль), однако получила отпор. Согласно Фукидиду, хотя спартанцы не предприняли никаких действий в это время, они «втайне… очень досадовали, что им не удалось достичь своей цели».

7 слайд

Описание слайда:

Пелопоннесская война. Причины: 3. Полностью овладев торговыми путями и рынками на северо-восточном направлении (в Македонии и Фракии, а также по берегам Черного моря), афиняне устремили свои взоры и на Западное Средиземноморье. Данное обстоятельство особенно задевало интересы Коринфа, традиционно тесно связанного со своими колониями на юге Италии и в Сицилии и входившего в возглавляемый Спартой Пелопоннесский союз. 4. Восстание в спартанских илотов (рабов) в 465 г. Афины выслали войска, но после их прибытия спартанцы заявили, что «их помощь больше не нужна»и отправили афинян домой (прочие союзники остались). Согласно Фукидиду, спартанцы отказались от помощи из опасения, что афиняне могут перейти на сторону восставших. В конечном итоге мятежные илоты сдались, однако при условии, что будут изгнаны, а не казнены; Афины поселили их в стратегически важном городе Навпакте, расположенном в самом узком месте Коринфского залива. Итогом этого инцидента стал выход оскорблённых афинян из союза со Спартой, и заключение ими союза с Аргосом и Фессалией.

8 слайд

Описание слайда:

Пелопоннесская война. Причины: 5. В 459 году до н. э. Афины воспользовались войной между их соседями - Мегарой и Коринфом, входившими в Пелопоннесский союз, и заключили с Мегарой союзный договор. В результате афиняне получили точку опоры на Коринфском перешейке и в Коринфском заливе. Всё это привело ко вступлению в войну Спарты, и началась так называемая Малая Пелопоннесская война. В ходе её Афины были вынуждены оставить под спартанским контролем владения в материковой части Греции за пределами Аттики (в том числе Мегары и Беотию), однако в составе Афинского союза остался важный остров Эгина. Заключённый зимой 446/445 года до н. э. Тридцатилетний мир признавал за обоими государствами право на контроль над собственными союзниками. 6. Поводом для начала военных действий стало вмешательство Афин в конфликт между Коринфом и его колонией Керкирой (у восточного побережья Адриатики), пославших туда свои корабли и войска в сентябре 433. Затем последовала (432) блокада не желавшего подчиняться афинянам города Потидеи на полуострове Халкидика (северное побережье Эгейского моря). Наконец, афинское правительство ввело чрезвычайно жесткие экономические санкции против Мегар, еще одного члена Пелопоннесского союза. Серьёзным источником напряжённости был афинский декрет (принят в 433/432 году), вводивший строгие торговые санкции против Мегары (ставшей после Малой Пелопоннесской войны союзником Спарты). Эти санкции, известные ныне как мегарская псефизма, практически не замечаются Фукидидом, но современные историки считают, что запрет Мегаре торговать с процветающей Афинской державой наносил её экономике страшный удар, и явился одной из причин войны. Проблема заключалась в том, что теперь афиняне, воспользовавшись мегарским прецедентом, под любым предлогом смогут закрывать свои порты для кораблей других государств.

9 слайд

Описание слайда:

Ультиматум Осенью 432 года до н. э. в Спарте были собраны представители Пелопоннесского союза («силлогос»). Это совещание стало настоящей дипломатической конференцией, на которой остро столкнулись интересы греческих государств. Прения носили бурный характер. Коринф, Мегара, и некоторые другие государства попытались убедить спартанское народное собрание в необходимости начать войну. Послы Коринфа обвиняли Спарту в нерешительности, бездействии и требовали немедленного объявления войны Афинам. Афинские же послы доказывали, что приобрели гегемонию законным путем и проявляют больше умеренности и справедливости при пользовании своим преимуществом, чем проявил бы кто-либо другой. Афинские послы также указали союзному собранию на мощь афинской державы и предложили не нарушать мирный договор. После этого выступления все союзные послы покинули собрание. Оставшись одни, спартанцы взвесили все доводы за и против войны. Царь Архидам высказался за осторожную политику ввиду неясности исхода войны с первоклассной военной державой, не имея мощного флота, и предложил действовать дипломатически, одновременно увеличивая экономическую и военную мощь союза. Эфор Сфеналаид предлагал немедленно объявить войну Афинам, внезапностью добиться успеха, тем самым выполнив союзный долг. По окончании речи Сфеналаид поставил вопрос на голосование уполномоченных союзных государств. Созванное в связи со всеми этими событиями в Спарте собрание делегатов от всех ее союзников приняло решение предъявить Афинам ультиматум. Условия его были таковы: необходимо отменить антимегарские санкции, все входящие в архэ на положении подчиненных полисы должны обрести реальную автономию, представителей оскверненного давним религиозным преступлением рода Алкмеонидов (включая и фактического руководителя Афинской державы Перикла) надлежит изгнать из пределов Аттики; в противном случае война становится неизбежной. Этот ультиматум был, разумеется, отвергнут, и обе стороны стали готовиться к грядущим сражениям.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Стратегия войны: Пелопоннесский союз: победить за счет сухопутных войск. Ежегодные вторжения в Аттику. Раграбление сельской местности. Афинский союз: победить за счет троекратного превосходства флота. Навязать войну на суше. Эвакуация жителей в пределы Длинных стен, при вторжении Спарты.

13 слайд

Описание слайда:

Ход войны Значительные изменения произошли и во внутриполитической жизни Афин. Смерть Перикла (429 г.) привела к радикализации их политики. Значительно выросло влияние Клеона, выступавшего за более агрессивное ведение войны и отказ от преимущественно оборонительной политики Перикла. Клеон опирался главным образом на радикально-демократические элементы афинского общества, прежде всего городские торгово-ремесленные круги. Более умеренную партию, опиравшуюся на землевладельцев и аттических крестьян и выступавшую за заключение мира, возглавлял богатый землевладелец Никий. В связи с тем, что положение Афин начало, наконец, улучшаться, группировка Клеона постепенно стала получать всё больший вес в Народном собрании. Несмотря на серьёзные проблемы, Афины, тем не менее, выдержали тяжёлые удары первого периода войны. В 429 году до н. э. была, наконец, взята восставшая Потидея. Не увенчалось успехом и восстание на острове Лесбос (427 год до н. э.); афиняне взяли главный город острова - Митилену.

14 слайд

Описание слайда:

Ход войны С 426 года до н. э. Афины захватили инициативу в войне. Этому способствовало увеличение в 427 году до н. э. фороса (дани, взимаемой с союзников) приблизительно вдвое. Кроме того, в 427 году до н. э. небольшая афинская эскадра была послана на Сицилию, где с помощью союзных городов (в первую очередь Регия) успешно вела боевые действия против тамошних спартанских союзников. Под предводительством энергичного стратега Демосфена (не путать с жившим позднее афинским оратором Демосфеном) Афины сумели достичь определённых успехов и в самой Греции: война была перенесена на территорию Беотии и Этолии - при Солах был разбит крупный отряд пелопоннессцев в 3 тыс. гоплитов; Никий захватил Киферу - остров к югу от Лаконики; вокруг Пелопоннеса была создана цепь опорных пунктов. В 424 до н.э. афинские войска планировали с двух сторон вторгнуться в Беотию, надеясь на выступление своих сторонников-демократов внутри страны. Однако беотийские власти предупредили выступление демократов. Но Демосфен был остановлен, потерпев поражение при Ольпах. А вторая армия афинян Гиппократа разгромлена под Делием. Крупной удачей афинян на этом этапе войны явился захват городка Пилос в западной Мессении, обладавшего удобной гаванью. Это фактически наносило удар в самое сердце Спартанского государства (Пилос находится в 70 километрах от Спарты) и создавало неприкрытую угрозу господству спартиатов над илотами. В ответ Спарта предприняла решительные действия. Из Аттики были отозваны войска, осаждавшие Афины, собран флот, а на запирающий вход в гавань Пилоса остров Сфактерия был высажен отборный спартанский отряд. Однако Демосфен отбил остров.

15 слайд

Описание слайда:

Перед перемирием. Ход войны Удар, нанесённый Спарте, был столь силён, что спартанцы предложили мир. Однако Афины, ожидая скорой окончательной победы, не согласились. Сыграло свою роль и то, что глава партии сторонников продолжения войны Клеон после падения Сфактерии стал самым влиятельным афинским политиком. Впрочем, скоро стало ясно, что Афины недооценили силу Пелопоннесского союза. Хотя спартанцы перестали опустошать Аттику, афинян преследовали неудачи: попытка высадки у Коринфа провалилась, на Сицилии объединение местных полисов вынудило афинян отплыть домой. Крупное поражение в сражении при Делии потерпело афинское войско, попытавшееся вывести из войны Беотию. Самая же большая неудача поджидала афинян во Фракии. Войдя в союз с Македонией, талантливый спартанский полководец Брасид взял город Амфиполь - центр афинских владений в этом регионе; Афины лишились стратегически важных серебряных рудников (именно за это поражение и был изгнан из Афин историк Фукидид, сын Олора). Чтобы отбить Фракию, Афины послали войско, во главе которого был поставлен Клеон. Однако в битве под Амфиполем спартанцы нанесли афинянам поражение; в этой битве погибли и Клеон, и Брасид.

16 слайд

Описание слайда:

Ход войны Со смертью Клеона и Брасида, двух главных сторонников войны, война была прекращена. Однако несмотря на условия мира, стороны не вернули друг другу захваченные территории, хотя и выдали пленных. Никиев мир, заключённый на пятьдесят лет, продержался лишь шесть. Это время было заполнено постоянными стычками, ареной которых стал Пелопоннес. В то время как Спарта воздерживалась от активных действий, некоторые из её союзников пришли к выводу о необходимости выхода из Пелопоннесского союза. Они начали группироваться вокруг Аргоса - сильного, неподконтрольного Спарте полиса демократической ориентации на востоке Пелопоннеса. В возникший союз вошли разорвавшие союз со Спартой Аргос, Мантинея и Элида, в которых в результате недовольства Никиевым миром к власти также пришли демократические элементы (первоначально в союз также вошёл Коринф, однако из-за продолжавшихся споров с Афинами он перешёл на сторону Спарты). Союзная коалиция получила некоторую поддержку Афин и попыталась захватить лидерство в Пелопоннесе. Однако в 418 году до н. э. войска коалиции (Аргос, Мантинея, Аркадия, Афины) были наголову разбиты в битве при Мантинее; в городах Пелопоннеса восторжествовали сторонники союза со Спартой и установилась олигархия. Демократический альянс распался, а большинство его членов вновь вошли в Пелопоннесский союз. В этом сражении участвовал Алкивиад.

Описание слайда:

Последнее наступление Афин Весной 413 года до н. э. был занят и укреплён находившийся в 18 км от Афин посёлок Декелея, в котором теперь находился постоянный гарнизон. Таким образом, афиняне были вынуждены полностью перевести город на морское снабжение. Кроме того, был отрезан доступ к Лаврийским серебряным рудникам, что также сказалось на положении Афин, а к спартанцам перебежало около двадцати тысяч афинских рабов. Существенные изменения произошли и в самих Афинах. Военные неудачи привели к росту влияния сторонников олигархии, и в 411 году до н. э. они совершили государственный переворот. Количество полноправных граждан ограничивалось до 5000 человек, а реальную власть получал Совет 400. Отменялся столь важный элемент афинской демократии, как плата за исполнение должностных обязанностей. Новое правительство предложило Спарте мир. Однако спартанцы отвергли предложения. Не признал олигархическое правительство и базировавшийся на Самосе афинский флот. Фактически в афинской державе сложилось двоевластие, чем не замедлили воспользоваться афинские союзники: восстал богатый остров Эвбея и города в проливах. Подавлять эти выступления пришлось афинскому флоту, во главе которого встал вновь перешедший к афинянам и получивший значительные полномочия Алкивиад. В 411 году до н. э. афиняне одержали победу при Абидосе, в 410 год до н. э. - при Кизике, а в 408 году до н. э. взяли ключевой город Византий.

19 слайд

Описание слайда:

Гений Лисандра Но спартанцы также не собирались сидеть сложа руки. В Ионию был направлен с флотом энергичный военачальник Лисандр, обладавший редкими для спартанца талантами дипломата и флотоводца. Кроме того, он имел прекрасные личные отношения с персами, которые прекратили финансовую помощь Афинам и направили ему значительные средства. Положение для спартанцев облегчалось тем, что после небольшого поражения у Нотия (406 год) наиболее способный афинский военачальник и избранный афинянами 408/407 гг. - Алкивиад - был отстранён от командования флотом и удалился в добровольное изгнание. В 406 году афинский флот, на создание которого ушёл последний резерв средств - золотая и серебряная утварь Парфенона - всё-таки одержал значительную победу при Аргинусских островах, уничтожив более 70 вражеских триер и потеряв 25 своих. Однако шторм сделал невозможным спасение моряков с затонувших афинских судов, и по возвращении домой стратегов-победителей ждал суд.

20 слайд

Описание слайда:

Урок истории Древнего мира в 5 «Б» классе
Тема: Пелопонесская война
Цель:
Предметные результаты:
-овладение базовыми историческими знаниями, формирование представлений о причинах и начале Пелопоннесской войны.
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять информацию.
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории образования.
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные результаты:
-умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
-умения самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Основные термины: Пелопоннесская война, Никиев мир.
Оборудование: учебник «История Древнего мира» автор Ф.Михайловский, рабочие тетради, ручки, простые карандаши.
Тип урока: урок учебной деятельности (работа в группе).
Пояснительная записка:
До начала урока необходимо распределить учащихся по группам, раздать бейджики с подписанными ролями, разложить на парты (сдвинутые для групповой работы) критерии оценивания предметных и метапредметных результатов, правила работы в группе. напомнить учащимся, что для урока нам понадобиться учебник, ручки, карандаши, рабочая тетрадь и дневник.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Орг. момент
-приветствует учащихся
-отмечает явку учащихся
Мы сегодня на уроке будем с вами весь урок работать в группе. (Слайд 1)
-приветствуют учителя
-настраиваются на работу

2. целеполагание
Посмотрите пожалуйста, какую тему мы сегодня будем изучать, в этом нам поможет учебник. Кто мне поможет?
Открываем тетради и записываем тему урока «Пелопоннесская война». (слайд 2)
Перед тем как вы поставите цель нашего урока, предлагаю вам познакомиться с вопросами к сегодняшнему уроку. (слайд 3)
??? С какими полисами Древней Греции мы уже познакомились? (Спарта, Афины)
??? Какие союзы возглавили эти два полиса? (Пелопоннесский союз – во главе Спарта, Афинский морской союз - во главе Афины).
??? В каком полисе придерживались демократического строя, в каком олигархического? (Афины – демократический, Спарта – олигархический (власть немногих).
??? Как относились друг к другу жители этих полисов? (Афиняне презирали и высмеивали спартанцев за образ жизни отличный от афинского: общие обеды, неумение красиво говорить, пренебрежение наукам, занятия физическими упражнениями).
Прочитав вопросы, подумайте и сформулируйте цели нашего урока.
- узнать, кто был противников в Пелопоннесской войне;
- выяснить какой строй, демократический или олигархический существовал в этих полисах;
-узнать, почему они воевали, причина;
-узнать, чем закончилась война.

Когда я готовилась к уроку, то тоже формулировала цели, посмотрите пожалуйста, и сравните свои цели и мои. Удалось ли нам поставить свои цели в соответствии с темой урока. (слайд 4)
-знакомство с темой урока
-записывают число и тему урока
-обдумывают ответ поставленные вопросы

В соответствии с вопросами формулируют цели урока

Знакомятся с целями учителя, отвечают

3.планирование
Тему мы знаем, цели определили. К какому этапу мы с вами переходим дальше?
Следующий этап – планирование:
Что мы с вами будем делать?
Примерный план (учащиеся диктуют, учитель пишет на доске)
1.Актуализация опорных знаний.
2.Послушаем учителя.
3.Прочитаем параграф 32 учебника, найдем ответы в соответствии с поставленными целями.
4.Подведем итоги нашей работы.
-отвечают, планирование.

4.реализация плана
Для того, чтобы вспомнить ранее изученный материал. Предлагаю вам решить тест, на решение теста вам отводится 3 минуты.







Перед тем как мы будем оценивать вашу работу, напоминаю вам критерии оценивания предметных и метапредметных результатов лежат у вас на столе. Освежите их в памяти. Сегодня я планировала оценивать работу группы №3. Приглашаю вашу группу к доске. На чистой стороне доски, запишите ваши ответы.
Предлагаю вам сравнить свои ответы с эталоном. Оцените свою работу над тестом, на каком уровне вы справились? Переведите ваш уровень в отметку (выставляется всей группе).Ребята, вы согласны с самооценкой группы?

А сейчас предлагаю вам оценить вашу работу в группе. Как вы справились с выполнением роли, которую сегодня выполняли?
На каком уровне вам удалось справится с вашей ролью?
Переведите ваш уровень в отметку (выставляется индивидуально, каждому участнику группы). Ребята, вы согласны с самооценкой группы?
Итоговую оценку мы выставляет в журнал путем сложения отметок и деления ее суммы на два, за выполнение теста и выполнение своей роли в группе.
Мы будем выставлять эту отметку в журнал?
Если вы не согласны, не хотите ставить отметку в журнал, то готовьтесь на следующий урок я тебя снова спрошу.

Приступаем к следующему пункту нашего плана и по прежнему мы с вами работаем в группе, сегодня я вам приготовила фрагмент фильма о одном из полководцев Пелопоннесской войны. Ваша задача, просмотрев фрагмент фильма проанализировать по плану (см. Слайд) жизнь и деятельность исторической личности.
предлагаю вам вернуться к целям нашего урока, какую цель нам удалось реализовать?

Следующий этап нашего урока, чтение параграфа 32 учебника и поиск ответов в соответствии с поставленными целями. Не забываем того, что мы работаем в группе, и по ходу вашей работы вы можете фиксировать информацию в учебнике (аккуратно, простым карандашом) или в тетради. На работу вам отводиться 7 минут.
Та группа, которая справиться раньше, поднимает руки. Если вам нужна моя помощь, поднимаете руку.
Время вышло, приглашаю группу, которая справилась раньше всех представить свои ответы, в соответствии с поставленными целями. (выслушивает ответы учащихся)

Переходим к следующему пункту нашего плана, подведение итогов. Приглашаю к доске (Коломоец Анну). Выслушивает ответ.

В группе решают тест

Группа №3 выходит к доске для защиты своего ответа.

Сравнивают решенный тест с эталоном, оценивают предметные результаты

Учащиеся класса, высказывают согласие или несогласие с оценкой
-проводят самооценку, как справились с работой в группе.

Слушают рассказ учителя

Анализируют выполнение работы по целям урока
-работают с текстом параграфа в соответствии с целями поставленными на урок

Подводят итоги своей работы на уроке, удалось ли реализовать все пункты плана, в соответствии с оставленными целями.

5.рефлексия
Для того, чтобы определить ваше (внутреннее состояние) сегодня на уроке, предлагаю вам закончить предложения:
Мне понравилось то, что
Я научился делать (выполнять)
У меня получилось
Я ничего не понял
Новые знания мне пригодятся на
-проводят рефлексию

6.домашнее задание
Повторить п.32, выполнить задания в печатной тетради.
-записывают д/з

тест:
1) Какие источники рабства преобладали в Афинах, после реформ Солона? Выберите правильный ответ, из предложенных источников:
а)долговое; б)по рождению; в)война; г)морское пиратство.
2)Меньше всего труд рабов применялся в:
а)каменоломнях; б) ремесленной мастерской; в)рудниках; г) сельском хозяйстве.
3) Основными источниками богатства Афин были? Выберите правильный ответ.
а) торговая пошлина, международная торговля с другими странами, торговля со своими колониями;
б) торговля продуктами развитого земледелия и скотоводства: зерном, молоком, сыром, мясом.
тест:
1) Какие источники рабства преобладали в Афинах, после реформ Солона? Выберите правильный ответ, из предложенных источников:
а)долговое; б)по рождению; в)война; г)морское пиратство.
2)Меньше всего труд рабов применялся в:
а)каменоломнях; б) ремесленной мастерской; в)рудниках; г) сельском хозяйстве.
3) Основными источниками богатства Афин были? Выберите правильный ответ.
а) торговая пошлина, международная торговля с другими странами, торговля со своими колониями;
б) торговля продуктами развитого земледелия и скотоводства: зерном, молоком, сыром, мясом.
тест:
1) Какие источники рабства преобладали в Афинах, после реформ Солона? Выберите правильный ответ, из предложенных источников:
а)долговое; б)по рождению; в)война; г)морское пиратство.
2)Меньше всего труд рабов применялся в:
а)каменоломнях; б) ремесленной мастерской; в)рудниках; г) сельском хозяйстве.
3) Основными источниками богатства Афин были? Выберите правильный ответ.
а) торговая пошлина, международная торговля с другими странами, торговля со своими колониями;
б) торговля продуктами развитого земледелия и скотоводства: зерном, молоком, сыром, мясом.
тест:
1) Какие источники рабства преобладали в Афинах, после реформ Солона? Выберите правильный ответ, из предложенных источников:
а)долговое; б)по рождению; в)война; г)морское пиратство.
2)Меньше всего труд рабов применялся в:
а)каменоломнях; б) ремесленной мастерской; в)рудниках; г) сельском хозяйстве.
3) Основными источниками богатства Афин были? Выберите правильный ответ.
а) торговая пошлина, международная торговля с другими странами, торговля со своими колониями;
б) торговля продуктами развитого земледелия и скотоводства: зерном, молоком, сыром, мясом.
тест:
1) Какие источники рабства преобладали в Афинах, после реформ Солона? Выберите правильный ответ, из предложенных источников:
а)долговое; б)по рождению; в)война; г)морское пиратство.
2)Меньше всего труд рабов применялся в:
а)каменоломнях; б) ремесленной мастерской; в)рудниках; г) сельском хозяйстве.
3) Основными источниками богатства Афин были? Выберите правильный ответ.
а) торговая пошлина, международная торговля с другими странами, торговля со своими колониями;
б) торговля продуктами развитого земледелия и скотоводства: зерном, молоком, сыром, мясом.

По него говорили «Греция не вынесла бы второго Алкивиада»

Когда Алкивиад был мальчиком, он боролся на песке с одним товарищем. Товарищ побеждал. Алкивиад укусил его за руку. «Ты кусаешься, как баба», сказал товарищ. Алкивиад ответил: «Нет, как лев».
Он рос в доме Перикла. Однажды он зачемто пришел к Периклу, тот сказал: «Не мешай, я думаю, как мне отчитываться перед народом». Алкивиад ответил: «Не лучше ли подумать, как совсем ни перед кем не отчитываться?»
Он учился у Сократа, и Сократ говорил ему: «Если бы ты владел Европой и боги запретили бы тебе идти в Азию ты бросил бы все и пошел бы в Азию». Алкивиад преданно любил Сократа, однажды в бою он спас ему жизнь; однако глубже в душу ему запали слова тех софистов, которые говорили: дом, родина, боги все это условно, все «по уговору»; «по природе» есть только право сильного и право хитрого.
Таким он и вырос красивым, умным, беззаботным, привыкшим во всем давать себе волю и готовым на что угодно, лишь бы быть первым, в хорошем или в дурном все равно. У него был красавец пес, он отрубил этому псу хвост; все возмущались, а он говорил: «Пусть лучше возмущаются этим, а не чемнибудь другим». Однажды он на пари ни за что дал пощечину самому богатому человеку в Афинах, старому безобидному толстяку, а на следующее утро пришел к нему, скинул плащ и подал плеть. Тот расчувствовался, простил его и даже выдал за него свою дочь.
Этот Алкивиад и возобновил ту войну, которая погубила Афины.
Ему хотелось отличиться на войне. Со Спартой был мир. Тогда он предложил народному собранию объявить войну Сиракузам тем сицилийским Сиракузам, откуда Спарта и ее союзники получали хлеб. План был великолепен. В Афинах снарядили флот в полтораста кораблей, отборное войско готово было к посадке, начальником был назначен Алкивиад и с ним два старших полководца осторожный Никий и пылкий Ламах. Всюду только и говорили что о сицилийском походе; имя Алкивиада было на устах у каждого.
Чем громче слава, тем сильнее зависть. Враги Алкивиада решили его погубить. В Афинах на перекрестках стояли каменные столбы с головой Гермеса, покровителя дорог. В ночь за месяц до похода эти столбы вдруг оказались перебиты и изуродованы неведомо кем. Сразу поползли слухи, что это сделал Алкивиад, известный безбожник. Алкивиад явился в народное собрание и потребовал открытого разбирательства. Ему сказали: «Время дорого; отложим до конца похода». И флот двинулся в путь под гнетом недоброго предзнаменования.
Афиняне уже вступили в Сицилию, уже заняли первые города, как вдруг из Афин пришел приказ Алкивиаду вернуться и предстать перед судом. Он понял, что там уже все готово для его гибели. Он решил бежать. Его спросили: «Ты не веришь родине, Алкивиад?» Он ответил: «Где речь о жизни и смерти там я не поверю и родной матери». Ему сообщили, что его заочно приговорили к смерти. Он вскричал: «Я покажу им, что я жив!»
Он явился прямо к вчерашнему врагу в Спарту и сказал: «До сих пор я делал вам зла больше всех, теперь я принесу вам пользы больше всех». Он посоветовал сделать три вещи: послать подмогу сицилийцам; послать войско в Аттику не набегом, а так, чтобы занять там крепость и все время грозить Афинам; послать флот в Ионию и отбить у афинян их союзников. С флотом поплыл он сам.
Сицилийский поход афинян без Алкивиада кончился катастрофой. Целый год тщетно осаждали они Сиракузы, а потом были отбиты, окружены и сложили оружие. Полководцев казнили, семь тысяч пленных послали на сиракузскую каторгу в каменоломни, а потом тех, кто выжил, продали в рабство. Даже бывалым сицилийским рабовладельцам совестно было владеть рабами из тех Афин, которые слыли «школой всей Греции». Некоторых отпускали на волю за то, что они учили сицилийцев новым песням из последних трагедий Еврипида.
Алкивиад помнил: изменнику нигде нет веры. Он был настороже и был прав. В спартанский флот пришел приказ его убить. Он узнал об этом и бежал к третьему хозяину в Персию. Знавшие его дивились, как умел он менять и вид, и образ жизни: в Афинах беседовал с Сократом, в Спарте спал на дерюге и ел черную похлебку, в Сардах был изнежен и роскошен так, что удивлялись даже персы. В Сардах правил персидский сатрап, зорким взглядом следя, как истребляют друг друга его враги афиняне и спартанцы. И те и другие были истощены войной, и те и другие без стыда просили помочь им деньгами из бездонных персидских сокровищниц, а он отвечал подачками и посулами, и советником при нем был Алкивиад.
Наконец час настал: в Афинах разгорелась междоусобная борьба. Одна из партий призвала на помощь Алкивиада, он возглавил флот и поплыл вдоль малоазиатского берега, отвоевывая для афинян те города, которые недавно отвоевывал для спартанцев. Одержав шесть побед, он явился в Афины под красными парусами, с кораблями, нагруженными добычей. Народ ликовал, старики со слезами на глазах показывали на него детям. Ему было дано небывалое звание «полководецсамодержец»; он стал как бы тираном волею народа. Мечты его исполнились, но он не обольщался: он знал, что народная любовь переменчива.
Так и случилось. Когдато в юности Алкивиад говорил речь к народу, а за пазухой у него был только что купленный дрозд; дрозд улетел, один моряк из толпы его поймал и вернул Алкивиаду. Алкивиад был широкой души человек: став полководцемсамодержецем, он отыскал того моряка и взял его с собою на флот своим помощником. Отлучившись однажды за сбором дани, он приказал ему только одно: ни в каком случае не принимать боя. Тот немедленно принял бой и, конечно, потерпел поражение. Алкивиад, вернувшись, тотчас вызвал врагов на новый бой, но те уклонились. Что последует дальше, Алкивиад знал заранее. Не дожидаясь, пока его объявят врагом народа, он бросил войско и флот, укрылся в укрепленной усадьбе близ Геллеспонта и жил там среди фракийцев, пьянствуя, развлекаясь верховой ездой и издали следя за последними битвами войны.
Предпоследняя битва была у Лесбоса. В коротком промежутке меж двух бурь сошлись два флота. Афиняне бросили в бой все: на веслах сидели рядом знатные всадники, привыкшие гнушаться морским трудом, и рабы, которым за этот бой была обещана свобода. Афиняне победили, но буря разметала корабли победителей, много народу погибло. Это было сочтено за гнев богов. Победоносных военачальников вместо награды привлекли к суду. Все были казнены; против казни голосовал один только Сократ.
Последняя битва была на Геллеспонте, у Эгоспотам Козьей реки, невдалеке от усадьбы Алкивиада. Он увидел, что афиняне выбрали для стоянки неудобное место: ни воды, ни жилья, воины должны далеко расходиться по берегу. Алкивиад на коне подъехал к лагерю и предупредил начальников об опасности. Ему ответили: «Ты враг народа поберегись сам». Поворотив коня, он сказал: «Если бы не эта обида через десять дней вы у меня были бы победителями». Прошло десять дней, и афиняне были разгромлены: спартанцы ударили врасплох и захватили все корабли почти без боя. Это был конец. Афины сдались, срыли городские укрепления, распустили народное собрание, городом стали править «тридцать тиранов» во главе с жестоким Критием, начались расправы. Говорили, что за год правления «тридцати» погибло больше народу, чем за десять лет войны.
Алкивиад помнил, что от спартанцев ему еще труднее ждать добра, чем от афинян. Он бросил свой фракийский дом и вновь укрылся в Персии. Он знал, что народ в Афинах опять горько жалеет о его изгнании и видит в нем свою последнюю надежду. Но знали это и спартанцы. Персидскому сатрапу была отправлена убедительная просьба: избавить победителей от опасного человека. Дом, где жил Алкивиад, окружили и подожгли. Алкивиад швырнул в огонь ковры и платья и по ним с мечом в руках вырвался из дома. Убийцы не посмели подойти к нему его расстреляли издали из луков. Так погиб тот, о ком говорили: «Греция не вынесла бы второго Алкивиада».

Заголовок 1Заголовок 215



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тема урока: Пелопоннесская война05.02.2015 С какими полисами Древней Греции мы уже познакомились? Какие союзы возглавили эти два полиса?В каком полисе придерживались демократического строя, в каком олигархического? Как относились друг к другу жители этих полисов? Цели урока:- узнать, кто был противников в Пелопоннесской войне;- выяснить какой строй, демократический или олигархический существовал в этих полисах;-узнать, почему они воевали, причина;-узнать, чем закончилась война. Сравним ответы1) – б,в,г,2) – г 3) - а «Греция не вынесла бы второго Алкивиада…»Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля1. Вспомните или установите (по учебнику,): когда и в какой стране жил и действовал; его цели, планы; какими средствами он добивался цели.2. Опишите его внешность и характер. Какие личные качества помогали ему идти к цели (а какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).4. Установите (по его делам, поступкам), в интересах кого он действовал.5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому она была полезна, выгодна; помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения народных масс, развитию культуры).6. Выскажи свое отношение или неодобрение; как вы относитесь к средствам, которым он добивался цели; каким чертам его характера вы хотели бы подражать?
Продолжите предложения..Мне понравилось то, что…Я научился делать (выполнять)…У меня получилось…Я ничего не понял…Новые знания мне пригодятся на … Домашнее задание:Повторить п.32, выполнить задания в печатной тетради.


Приложенные файлы

Пелопоннесская война вошла в историю Древней Греции как крупнейший конфликт между Афинами и Спартой. Втянутыми в войну оказались множество полисов, входивших в каждый из двух союзов. Противостояние длилось в течение 27 лет и оказалось губительным для всего греческого народа.

Причины конфликта

Между Спартой и Афинами давно царили непримиримые разногласия. Главным образом, они были обусловлены различной формой государственности этих крупных античных полисов.

  • В Афинах господствовала демократия. В V веке этот полис достиг своего расцвета: скульптура, архитектура, науки, литература Афин служили образцом для всей Греции.
  • Государственный строй Спарты, напротив, представлял собой рабовладельческую олигархическую республику, которую возглавляли два царя. Власть в Спарте была наследственной, а в совет старейшин входили представители наиболее знатных и могущественных семейств.

Противоречия между двумя сторонами усугублялись и принадлежностью горожан к различным народностям: афиняне и почти все их союзники были ионийцами, в свою очередь, спартанцы и их единомышленники - дорийцами.

Рис. 1. Афины.

Крупнейшие государства образовали вокруг себя альянсы полисов, в которых господствовал аналогичный государственный строй. Спарта возглавила Пелопоннесский союз, а Афины - Делосский.

Конфликт между двумя сторонами был неизбежен, и этому способствовал ряд причин:

  • Растущая экспансия демократии, которая вызывала серьезные опасения у Спарты.
  • Стремление Афин установить свою власть на территории всей Эллады.
  • Противостояние между Спартой и Афинами за превосходство в Греции и Средиземноморье.
  • Вмешательство Персии в отношения двух союзов с целью еще больше посеять вражду между ними.

Напряженность между государствами все больше нарастала и в 431 году до н. э. вылилась в военный конфликт.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Древняя спарта.

Ход военных действий

Традиционно Пелопоннесская война разделена на два крупных периода:

  • Архидамова война - получила свое название в честь Архидама II - спартанского царя. Спартанцы совершали регулярные военные набеги в Аттику, в то время как Афины сосредоточили все свои силы на море, контролируя побережье Пелопоннеса. Датой окончания этого периода стал 421 год до н. э., когда был подписан Никиев мир.
  • Ионийская война - завершающий этап Пелопонесской войны. Мирный договор был нарушен возобновлением военного конфликта в Пелопоннесе. В 415 году до н. э. афиняне направили свои силы на атаку Сиракуз, однако они были полностью разгромлены. Поражение Афин привело к завершающему этапу войны. Спарта, получив весомую финансовую помощь от Персии, смогла построить мощный флот и оказать поддержку полисам, зависимым от Афин. Тем самым правители Спарты смогли основательно подорвать мощь Афинского государства и лишить его превосходства в Эгейском море. Уничтожение афинского флота в 405 году до н.э. поставило завершающую точку в этой войне, и в следующем году Афины были вынуждены капитулировать.

Таблица “События Пелопоннесской войны”

Побежденные Афины перестали существовать как морская держава, отдав весь свой флот Спарте. В греческом мире лидерские позиции перешли Спарте, а в Афинах был установлен олигархический режим «тридцати тиранов».

Рис. 3. Окончание Пелопоннесской войны.

Война, длившаяся 27 лет, основательно изменила политическое положение в Греции. Несмотря на то, что формально в ней участвовало два крупнейших полиса, на деле в этот затяжной конфликт было втянуто много других городов Эллады.

Прямым следствием Пелопонесской войны стало полное разорение хозяйств и всеобщая бедность на территории враждовавших государств, рост социальной напряженности и частые гражданские войны.

Что мы узнали?

При изучении темы «Пелопоннесская война» по программе истории 5 класса мы узнали кратко о Пелопоннесской войне. Мы узнали, что послужило предпосылками для начала крупного военного конфликта, как он развивался, кто одержал победу. Познакомившись с содержанием доклада, мы выяснили, каковы были последствия Пелопоннесской войны не только для Афин и Спарты, но и для всей Греции.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 272.

Классная работа Тема урока: Борьба за господство над Средиземноморьем. План урока: Греко – персидские войны Пелопонесские войны IV-V вв.до н.э. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского


Греко – персидские войны (гг.до н.э.) Причина: захватническая политика Персии.






480 г.до н.э. – Фермопильское сражение=>спартанцы задержали наступление персов на Афины. спартанцы задержали наступление персов на Афины."> спартанцы задержали наступление персов на Афины."> спартанцы задержали наступление персов на Афины." title="480 г.до н.э. – Фермопильское сражение=>спартанцы задержали наступление персов на Афины."> title="480 г.до н.э. – Фермопильское сражение=>спартанцы задержали наступление персов на Афины.">



480 г.до н.э. – Саламинское сражение=>поражение персидских войск. поражение персидских войск."> поражение персидских войск."> поражение персидских войск." title="480 г.до н.э. – Саламинское сражение=>поражение персидских войск."> title="480 г.до н.э. – Саламинское сражение=>поражение персидских войск.">






Пелопонесские войны (гг.до н.э.) Причина: недовольство городов-государств Греции гегемонией Афин.


Пелопонесские войны (гг.до н.э.) Причина: недовольство городов-государств Греции гегемонией Афин. Итоги: Поражение Спарты Ослабление всех греческих городов- государств Подрыв влияния Афин




Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами войны с греческими полисами"> войны с греческими полисами"> войны с греческими полисами" title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами"> title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами">


Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков войны с греческими полисами=>поражение греков"> войны с греческими полисами=>поражение греков"> войны с греческими полисами=>поражение греков" title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков"> title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков">


Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе"> войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе"> войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе" title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе"> title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе">


Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами."> войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами."> войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами." title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами."> title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами.">


Войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II" title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II" class="link_thumb"> 18 Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II"> войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II"> войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II" title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II"> title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II">


Войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II=>Александр" title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II=>Александр" class="link_thumb"> 19 Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II=>Александр войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II=>Александр"> войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II=>Александр"> войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II=>Александр" title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II=>Александр"> title="Филипп II Реорганизация армии=>войны с греческими полисами=>поражение греков=>конгресс в Коринфе=>объединение сил для борьбы с персами. 336 г.до н.э. – смерть Филиппа II=>Александр">

краткое содержание других презентаций

«Появление неравенства и знати» - Обработка металлов. Вставьте пропущенные слова. Появление неравенства. Коллектив первобытных людей. Появление неравенства и знати. Большие группы людей. Знать. Кроссворд. Занятия первобытных людей. Ремесленник. Управление обществом. Что такое неравенство. Схема зарождения государства. Деление общества на богатых и бедных.

«Сражения греко-персидских войн» - Итоги битвы. Битва при Саламине. Фемистокл. Ксеркс I. Греко-персидские воины. Персидский флот. Греческий воин (гоплит). Основные этапы. Эврибиад. Каллиев мир. Битва при Платеях. Военные конфликты. Итоги воины. Битва при Марафоне. Противники. Персидский воин (бессмертный). Греческий флот.

«Бородино» - Французам противодействовала не только русская армия, но и весь народ. В русской армии отслужили молебен. Цели и задачи урока. Бородинское сражение проиграно. Наполеон. Заглянем в прошлое. Посвятил свое стихотворение Михаил Юрьевич Лермонтов. Российская армия терпела поражения. Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино». Прослушайте внимательно стихотворение. Из биографии поэта. Словарная работа. Посмотрим, как проходило сражение.

«Государство Древнего Египта» - Город Мемфис. Государство на берегах Нила. Благоприятные условия для становления цивилизации. От первобытности к цивилизации. Фрагмент стенной росписи. Страна Египет. Растение Папирус. Молитвы. Разливы Нила. Дельта. Объединение Египта.

«Список древних богов Греции» - Асклепий. Аид. Апполон. Боги Древней Греции. Путешествовал Посейдон по морю на колеснице. Арес. Зевс. Афродита. Посейдон. Бог неба. Гефест. Афина. Богиня Гея с детьми. Уран. Деметра. Гера. Артемида. Зевс на Олимпе. Кронос. Они сжалились над маленьким уродцем и унесли его на дно океана. Аврора. Гермес.

«Изобретения китайцев» - Изобретения и открытия древних китайцев. Китайские мудрецы. Китайцы изобрели бумагу. Шелк. Компас. Китайский гороскоп. Древнейшие китайские книги. Порох. Мудрецы Китая. Конфуций. Древняя мудрость и изобретения китайцев. Новые книги. Вопросы для закрепления. Китайские иероглифы. Искусство каллиграфии.